Возврат товара в магазин

Розничная торговля помимо гражданского законодательства регулируется и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей). Таким образом, правовые аспекты возврата товаров, приобретенных в розничной торговой организации, установлены гражданским законодательством (глава 30 «Купля-продажа» ГК РФ) и указанным Законом о защите прав потребителей. Нужно отметить, что данные два правовых документа в отношении возврата товара в организациях розничной торговли, фактически дублируют друг друга.

В розничной торговле возврат товара покупателем возможен в нескольких случаях, а именно:

·  в случае непредоставления продавцом покупателю всей необходимой информации о товаре.

Возможность возврата по этому основанию предоставлена покупателю статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и статьей 12 Закона о защите прав потребителей. Из положений указанных статей нормативных документов вытекает, что если продавец при продаже товара не предоставил покупателю всю необходимую информацию, то покупатель имеет право расторгнуть договор купли – продажи, вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы денежных средств;

·  в случае продажи покупателю товара ненадлежащего качества.

Право возврата товара по этому основанию предоставлено покупателю статьей 503 ГК РФ и статьей 18 Закона о защите прав потребителей. Причем в соответствии со статьей 18 Закона о защите прав потребителей, покупатель имеет право потребовать от продавца товара:

«безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

соразмерного уменьшения покупной цены;

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.»

Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 года №575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» (Приложение №30).

Обратите внимание!

Торговая организация обязана удовлетворить требования покупателя о возврате товара по этому основанию даже при отсутствии у него кассового или товарного чека.

Есть еще один момент, на котором следует остановиться: срок, в течение которого покупатель может предъявить претензии к продавцу, продавшему некачественный товар.

Такие сроки установлены статьей 19 Закона о защите прав потребителей (Приложение №16), согласно которой покупатель может предъявить претензии:

- в течение гарантийного срока или срока годности, установленного изготовителем;

- в течение гарантийного срока, установленного продавцом. Торговая организация также может устанавливать гарантийный срок, если его не установил изготовитель, либо увеличить гарантийный срок изготовителя;

- при отсутствии гарантийного срока или срока годности - в течение разумного срока, но не более двух лет со дня покупки товара (если иной срок не установлен законом или договором);

·  в случае продажи товара надлежащего качества, который не подходит покупателя по каким либо причинам.

Такое право возврата установлено статьей 502 ГК РФ и статьей 25 Закона о защите прав потребителей.

Статья 25 Закона о защите прав потребителей:

«Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.»

Обратите внимание!

Возврат по этому основанию требует от покупателя предоставить в торговую организацию кассовый чек.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по этому основанию, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Отражение операций по возврату товаров в бухгалтерском учете организации.

Обмен или возврат некачественного товара производится на основании заявления покупателя и оформляется накладной в двух экземплярах: один экземпляр накладной прикладывается к товарному отчету, другой отдается на руки покупателю и служит основанием для обмена товара или выплаты покупателю денежной суммы, уплаченной за некачественный товар.

При этом покупатель может воспользоваться следующим правом, предоставляемым ему статьей 24 Закона о защите прав потребителей:

«При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.»

Для получения бесплатной юридической консультацииВы можете позвонить по телефону (495) 662-98-20и назвать оператору нашего call-центра код "135"

или задайте Ваш вопрос через эту форму
Вид консультации:
Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон: (можно сотовый)
Ваш вопрос
(можно кратко)




Никакие личные данные не разглашаются!
На сайте мы публикуем лишь наиболее часто встречающиеся вопросы посетителей без указания каких-либо контактов и личных сведений.
Администрация.

© uristofan

Конструктор сайтов - uCoz